(Вечерков Иосиф Иванович; 4.04.1792, слобода Серебрянка Новооскольского у. Курской губ.- 20.05.1850, С.-Петербург), архиеп. Нижегородский и Арзамасский. Род. в семье диакона, служившего во Владимирской ц. слободы Серебрянки. В 1804 г. И. Вечерков поступил в Белгородскую ДС, к-рую окончил в 1814 г., преподавал в семинарии математику, нем. язык, лит-ру и риторику. Намеревался вступить в брак, но накануне свадьбы невеста погибла от удара молнии. В 1816 г. поступил в СПбДА, окончил ее в 1819 г. со степенью старшего кандидата с правом получения степени магистра «без повторения экзамена». Однокурсниками Вечеркова были буд. архиереи Смарагд (Крыжановский) и Иннокентий (Александров). 22 авг. 1819 г. в Александро-Невской лавре Вечеpков был пострижен в монашество, 23 авг. рукоположен во диакона, 24 авг.- во иерея. Служил инспектором и преподавателем древнеевр. языка в Орловской ДС, с 10 сент. 1819 г.- ректором Севского ДУ, с 1822 г.- ректором Орловской ДС, с 20 авг. 1823 г.- ректором Екатеринославской ДС. С окт. 1827 г. настоятель Бизюкова Пропасного во имя сщмч. Григория мон-ря, с 1 нояб. 1827 г. в сане архимандрита.
19 марта 1832 г. И. был избран, а 27 марта в столичном Казанском соборе С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским), Московским митр. свт. Филаретом (Дроздовым) и др. архиереями хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского. Благодаря деятельности И. активизировалось обpащение в единовеpие стаpообpядцев, крещение калмыков и евpеев. В дек. 1832 г. «исполняющий дела» обер-прокурора Синода С. Д. Нечаев предложил учредить «особую миссию из монашествующего или белого духовенства», а для подготовки «на будущее время миссионеров» открыть в Астраханской и Саратовской ДС особые классы с изучением калм. языка. В 1833 г. наряду с архиеп. Астраханским и Енотаевским Виталием (Борисовым-Жегачёвым) и астраханским гражданским губ. В. Г. Пяткиным предложения об обращении калмыков в Православие представил в Синод и И. Приняв во внимание позицию духовенства и местной администрации, Синод решил учредить миссию только в Саратовской епархии с центром в Царицыне (ныне Волгоград). Крещение калмыков на территории Астраханской епархии Синод отложил «до более благоприятных обстоятельств» и предписал ограничиться частными случаями крещения.
Всего за годы управления И. Саратовской епархией к Православию присоединились ок. 20 тыс. старообрядцев, крестились до 2 тыс. калмыков и евреев. Так, напр., в 1832-1845 гг. крестились 1114 калмыков; в 1845 г. в Вольске - 915 евреев. В случае необходимости И. помогал новообращеным деньгами. Святитель лично посещал иpгизские стаpообpядческие мон-pи, встpечался с начетчиками, влиятельными купцами-стаpообpядцами. Деятельность И. ускорила многолетний процесс обращения в единоверие насельников иргизских старообрядческих монастырей. В 1837 г. к единоверию были приведены насельники Средне-Никольского, в 1841 г.- Верхне-Спасо-Преображенского мон-рей. Женские Покровский и Успенский мон-ри были упразднены.
И. заботился о духовном просвещении. По воспоминаниям современников, к воспитанникам Саpатовской ДС относился «по-отечески». Зная, что И. особо ценит познания в области классических языков, семинаристы свои прошения епископу писали на латыни. Почти все приобретаемые книги пеpедавал в семинаpскую б-ку, а пеpед переводом в др. епархию подарил Саратовской ДС свое книжное собpание. Открыл неск. учебных заведений: уч-ще для обучения калм. детей рус. грамоте, Закону Божию и родному языку (1838), духовные уч-ща в Николаеве (1845), Вольске и Балашове (1847). По инициативе И. в Саратове при Крестовоздвиженском мон-ре была открыта 1-я в городе школа для девочек всех сословий. Попечение о школе епископ возложил на настоятельницу игум. Еванфию и послушницу Анну Рылееву. В 1836 г., при обозрении епархии, обнаружил, что во мн. селениях Вольского у. дети не знают «самонужнейших молитв», и побудил «сельских священников... предпринять меры к наученью детей молитве «Отче наш»» (Описание архива бывш. Вольского духовного правления // Тр. Саратовской УАК. 1888. Т. 1. Вып. 2. С. 194).
При деятельном участии И. возведено ок. 100 храмов. Так, при Саратовской губ. тюрьме И. устроил и 10 янв. 1833 г. освятил каменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери (речь епископа на освящении была записана и опубликована в С.-Петербурге в 1839), а в 1837 г. был постpоен пpостоpный аpхиеpейский дом с кpестовой ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (с 1992 в нем размещаются епархиальные учреждения).
Занимался аpхеологией и этногpафией, собирал статистические материалы о pаспpостpанении pаскола в России, стаpопечатные и рукописные книги, монеты, окаменелости, различные древности. Инициировал историко-статистические и археологические исследования края, от подведомственного духовенства требовал предоставления сведений о своих приходах. Часть материалов И. передавал в б-ку семинарии, наиболее интересные сведения печатал в «Саратовских губернских ведомостях». По благословению И. появлялись и отдельные исследования. Так, прот. Г. И. Чернышевский составил «Церковно-историческое и статистическое описание Саратовской епархии», «Историческую записку об обращении иргизских монастырей». Впосл. материалы, собранные И., использовались историками, писавшими о старообрядческом движении в Поволжье. И. М. Добротворский использовал рукописи из собрания И. для написания наиболее полной и подробной истории иргизских старообрядческих мон-рей. Статьи «Исторические сведения об иргизских мнимостарообрядческих монастырях до обращения их к единоверию» (ПС. 1857. Ч. 1. Февр. С. 376-481; Март. С. 519-590), «Обращение иргизских старообрядческих монастырей к единоверию» (Там же. 1858. Ч. 1. Февр. С. 231-261), «О самосжигательстве раскольников» (Там же. 1861. Ч. 1. Апр. С. 423-443), «О мерах против раскола в Саратовской епархии по обращению иргизских монастырей к единоверию» (Там же. 1864. Ч. 2. Авг. С. 355-387) написаны непосредственно по материалам, собранным епископом. Рукописи И. легли в основу фундаментального исследования Н. С. Соколова «Раскол в Саратовском крае» (Саратов, 1888. Т. 1). Объезжая епархию, И. также собрал подробнейшие сведения о хлыстах, молоканах и др. сектах, к-рые изложил в неск. публикациях (см., напр.: Увещание к молоканам. М., 1843; Исторические сведения о молоканской секте // ПС. 1858. Ч. 3. Сент. С. 42-80; Нояб. С. 291-327).
По благословению И. в Саратовской епархии происходили археологические раскопки. Прот. И. Шиловский был специально командирован для раскопок древнего Сарая у с. Селитренного. В результате им было написано подробное исследование. Той же темой занимался преподаватель Саратовской ДС Г. С. Саблуков. В 1842 г. в «Ученых записках Казанского университета», сославшись на «сообщение» И., он напечатал (без указания авторства) статьи «Исследование о месте Сарая, столицы Кипчакской Орды» (УЗ Каз. ун-та. 1842. Кн. 2. С. 55-76) и «Состояние Православной Российской Церкви в царстве Кипчакской или Золотой Орды» (Там же. С. 38-54). По благословению И. приходские клирики передавали в Саратовскую ДС обнаруженные ими древние монеты, окаменелости, обломки древних идолов и др. Однажды уездный благочинный прислал И. идола, изготовленного из окаменевшего коровьего навоза (Лебедев А. А. Из дела о курганах, существующих в уездах Царицынском, Камышинском и Вольском Саратовской губ. // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Каз. имп. ун-те. 1905. Т. 21. Вып. 3. С. 291-295). В итоге при семинарии сложился небольшой музей древностей. В дек. 1847 г. И. прислал митр. Филарету (Дроздову) для Гефсиманского в честь Черниговской иконы Божией Матери скита вклад - вероятно крест из «жемчужной раковины» (см.: Филарет (Дроздов), свт. Письма прп. Антонию (Медведеву). Серг. П., 2007. Ч. 1. С. 378).
13 янв. 1847 г. И. был перемещен на Нижегородскую кафедру с управлением (с 24 мая 1847) нижегородским Печерским мон-рем. Отремонтировал храмы и др. постройки обители, восстановил корпус с домовой ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Заботился о сохранении церковных древностей. В Печерском мон-ре обнаружил ок. 1 тыс. рукописных свитков с грамотами царей и патриархов и передал в С.-Петербург в Археографическую комиссию. По поручению И. проф. семинарии иером. Макарий (Миролюбов) составил подробное описание Нижегородской епархии. 30 окт. 1847 г. Русское Географическое об-во избрало И. членом-сотрудником, 12 апр. 1850 г. удостоило звания почетного члена.
В память событий 1612 г. по инициативе И. в усыпальнице Преображенского собора, при гробнице почитаемых архипастырей и К. Минина, был открыт особый, нижний храм. Здесь в 1849 г. было устроено 3 придела: в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя вмч. Димитрия Солунского (небесного покровителя кн. Д. М. Пожарского) и во имя бессребреников Космы и Дамиана (первый из них - покровитель К. Минина). Освятить приделы довелось преемнику И. еп. Иеремии (Соловьёву).
Как и в Саратове, особое внимание уделялось духовному образованию. При И. б-ка Нижегородской ДС обогатилась сотнями книг из личного собрания архиерея. Открывал духовные уч-ща в уездных городах и селах, где было особенно много раскольников. Так, 1 сент. 1849 г. начались занятия в духовно-приходском уч-ще с. Лыскова, в 1850 г. такое же уч-ще открылось в г. Починки. В Н. Новгороде учредил особую противораскольническую комиссию, в к-рой сам вел собеседования с ревнителями старой веры. Митр. Филарет (Дроздов) свидетельствовал: «...добрые раскольники Саратовской и Нижегородской епархий все были бы в пастве преосвященного Иакова, если бы он долее пожил».
3 апр. 1849 г. И. был возведен в сан архиепископа Нижегородского и Арзамасского, 25 нояб. вызван в столицу для присутствия в Святейшем Синоде. В С.-Петербурге во время Великого поста И. тяжело заболел «горловой чахоткой» (врачи безуспешно убеждали архиерея оставить суровый пост). Архиеп. Никанор (Бровкович), встретивший его в столице, писал: «Это был самый благолепный лик подвижника-иерарха, какой я видел на своем веку: рост более среднего, корпус отощалый, рука из одних костей, белая до прозрачности, одеяние все черное, борода полубелая, большая - клином, глаза не потухшие, щеки впалые колера бледноистощенного, голос немощный, хорошего трогающего звука. Одним словом, облик иконный» (Никанор (Бровкович). 1900. С. 26). Незадолго до смерти И. успел принять участие в хиротонии архим. Антония (Шокотова) на учрежденное в целях борьбы с расколом Вольское вик-ство Саратовской епархии.
Похоронен в Александро-Невской лавре, под солеей Феодоровской ц. Отпевание совершил С.-Петербургский и Новгородский митр. Никанор (Клементьевский) в сослужении 4 архиереев и 6 архимандритов. Надгробные слова произнесли архим. св. Макарий (Невский; впосл. митрополит Московский) и еп. Могилёвский и Мстиславский Анатолий (Мартыновский). В советское время Феодоровская ц. была занята ЦНИИ «Прометей», мастерскими, к 2009 г. в храме на солее (по левую сторону) найдено место захоронения И., отмеченное каменной плитой.
«Истинно монашеской» называли современники жизнь «святителя-подвижника». Воспитанник Саратовской ДС, студент СПбДС, живописец Л. С. Игорев выполнил портрет архиепископа. Оригинал (или копия) портрета хранился в Саратовском архиерейском доме, с него делалось множество литографий (Там же). К 2009 г. в Саратовском гос. художественном музее им. А. Н. Радищева находился портрет И. (1-я пол. XIX в.; неизв. художник). Имя И. носит Церковно-историческое об-во Саратовской епархии.
На литографии сер.- 3-й четв. XIX в. (К. Эргот, ЦАК МДА) И. представлен по пояс, вполоборота вправо, в рясе и клобуке, с панагией и орденской звездой, руки лежат на посохе (на правой - четки).